Вернуться к обычному виду

Образование

Система образования Нижнекамского муниципального района представлена учреждениями дошкольного, среднего, профессионального и дополнительного образования разных типов: детскими садами, школами, гимназиями, лицеями, колледжами, институтами, кружками, секциями, клубами, детско-юношескими школами, центрами.

В сфере дошкольного образования услуги населению оказывают 93 учреждения, в сфере среднего образования – 74, профессионального – 18, дополнительного – 12.

Развитие образования осуществляется по направлению совершенствования форм и методов интеграции общего и высшего профессионального образования, что не только решает задачи подготовки рабочих кадров и специалистов всех уровней для предприятий региона, строительного и энергетического комплексов, сферы социально-бытового обслуживания населения, но и играет большую роль в изменении социального статуса города.


ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Официальный сайт МБУ УДО:  edu.tatar.ru/nkamsk/dou64/page393567.htm

Система дошкольного образования Нижнекамского муниципального района представлена 94 дошкольными образовательными учреждениями (70 – в городе, 24 – в сельских поселениях). Наряду с общеразвивающими детскими садами, к услугам населения дошкольные учреждения комбинированной и компенсирующей направленности. Ежегодно количество детей, посещающих дошкольные учреждения, стабильно растет:

  • 2011 г. – 15 503 ребенка;
  • 2012 г. – 16 207 детей;
  • 2013 г. – 17 018 детей

В 2014 году детские сады Нижнекамского муниципального района посещало 17 168 детей, что на 1,8% больше, чем в предыдущем отчетном году. В 2014 году охват дошкольным образованием составил 80,1%. На сегодняшний день данный показатель остается одним из самых высоких в Республике Татарстан.

Проблема общедоступности в 2014 году решалась в нескольких направлениях:

  • строительство 2-х детских садов на 260 мест каждый в 44-м и 45-м микрорайонах города;
  • создание 40 дополнительных мест за счет реконструкции имеющихся помещений в 2-х функционирующих детских садах № 35 и 58;
  •  внедрение вариативных форм дошкольного образования:
- 30 адаптационных групп для детей от 6 мес. до 2-х лет с общим охватом более 400 детей;
- 4 службы ранней помощи для детей, нуждающихся в своевременной квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи. Только в 2014 году такую помощь получило более 100 детей-дошкольников.
- 15 групп предшкольной подготовки. В результате проводимой работы в 2013-2014 учебном году в подобных группах подготовку к школе прошли 96 детей, не посещающих детский сад, а охват предшкольным образованием составил 85,1%.
- 4 семейных детских сада, в которых воспитывалось 18 детей.
- 3 центра игровой поддержки для детей до 3-х лет.

Таким образом, в 2014 году было создано 560 дошкольных мест, а более 10% детей (в 2013 г. – 2,6%), не посещающих детский сад, охвачены вариативными формами дошкольного образования.

В период комплектования дошкольных учреждений на новый 2014-2015 учебный год было укомплектовано 185 групп на 3,5 тыс. мест для детей с 1 года до 3-х лет.

В течение года продолжала функционировать автоматизированная информационная система «Электронный детский сад. Из общего количества (6266) поданных в 2014 году заявлений 47,9% (3004) зарегистрировано через Портал государственных и муниципальных услуг, что на 1,3% больше, чем в прошлом году. На 01.12.2014г. года в электронной очереди зарегистрирован 6492 ребенка от 0 до 3-х лет:

  • с 0 до 1 года – 3227 детей,
  • с 1 года до 2 лет – 2977 детей,
  • с 2 до 3 лет – 288 детей.

Содержание ребенка в детском саду

Общая сумма содержания ребенка в детском саду, в среднем составляла 9473 руб. в месяц. Из них, родители оплачивали 2504 руб. (25%). Более 75% расходов компенсировались республиканским и местным бюджетом. Также, вне зависимости от уровня дохода семьи, родителям (75,3%) выплачивалась основная компенсация части родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка:

  • 20% (на 1-го ребенка) – 8455 семей (48,7%);
  • 50% (на 2-го ребенка) – 6142 семьи (35,4%);
  • 70% (на 3-х и более детей) – 1294 семей (7,4%)

На основании Постановления РИК НМР № 1376 от 27.09.2013 г. «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования» с 01.01.2014 г. осуществлялись дополнительные компенсационные выплаты, порядок установления которых зависел от величины дохода на одного члена семьи. В течение года дополнительную компенсацию получали 6564 человека.

Кроме того, для родителей в течение года были сохранены льготы по оплате за детский сад. 100% льготой пользовались 419 семей (в 2013г. -658 семей), 50% - 1696 семей (в 2013г. – 1653 семьи).

Финансирование дошкольных учреждений

На финансирование сети дошкольных учреждений в 2014 году было выделено 1963,8 млн. рублей (в 2013 году – 1402,6 млн. руб.). Дополнительно в бюджет дошкольных учреждений вливались и средства, от поступающих ежемесячно родительских взносов, общая сумма которых за 2014 год составила 465,2 млн. руб. (в 2013г. – 241,8 млн. руб.). Бюджетные средства были израсходованы на:

  • Заработную плату – 74,9%;
  • Коммунальные услуги – 7,6%;
  • Налоги – 7,5%;
  • Питание –7,1 %;
  • Медикаменты – 0,1%

Здоровье дошкольников

Возросла общая доля дошкольников с первой группой здоровья с 8,5% в 2013 г. до 10,6 в 2014 г. В 2014 году наблюдалось снижение уровня заболеваемости с 4,9 (дня на одного воспитанника) в прошлом году до 4,1 в текущем.

Национальное образование

В сети дошкольных учреждений НМР 26 ДОУ организуют процесс воспитания и обучения на родном (татарском) языке. (18 – в городе, 8 – в сельских поселениях). Охват воспитанием и обучением на родном (татарском) языке составляет 57,7%, чтона 5% ниже, чем в 2013 году, но выше в сравнении с другими городами:

  • Альметьевск – 53%,
  • Набережные Челны – 55%,
  • Заинск – 56,4%

В течение года 839 русскоязычных педагогов прошли обучение в он-лайн школе «Ана теле».

Кадровое обеспечение

В системе дошкольного образования Нижнекамского муниципального района занято 4 870 человек. Общая численность педагогических работников – 1997 человек.

В последние годы в кадровом потенциале наблюдается тенденция к качественному росту. Высшее образование имеют 972 педагога (в 2013 г. – 952). 35 руководителей ДОУ обучалось по курсу «Менеджмент в образовании» на базе Казанского филиала института экономики управления и права. Профессиональную переподготовку прошли 270 педагогов (в 2013 г. – 70 человек).

В течение года было аттестовано 468 педагогов, из них: 353 – на 1 квалификационную категорию, 115- на высшую (в 2013 г. – 82 педагога). В течение года работники ДОУ НМР были награждены:

  • Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 8 человек;
  • Почетным знаком «За заслуги в образовании РТ»3 человека;
  • Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Татарстан – 16 человек;
  • Почетной грамотой муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район»23 человека.

С 2010 года Управлением дошкольного образования осуществляется рейтингование дошкольных учреждений по всем направлениям деятельности. По итогам 2014 календарного года, лидерами по всем показателям, стали учреждения № 91, 86, 73

Достижения:

  •  В сентябре 2014 г. коллектив НШДС №71 из числа 4 тыс. дошкольныхобразовательных организаций Российской Федерации, вошел пятерку лучших детских садов России в «Рейтинге муниципальных детских садов России-2014». В 500 лучших ДОУ вошли детские сады № 44, 63, 89, 91
  • ДОУ №82 вошел в число 50 победителей среди ДОУ Республики Татарстан в конкурсе «Лучший билингвальный детский сад»и стал обладателем гранта в 1 млн. рублей;
  • В марте 2014 воспитатель Филиппова Н.С. стала победителем республиканского конкурса «Зеленый огонек-2014» (3 место).
  • Воспитатель по интеллектуальному развитию детского сада № 70 Русина Т.С. одержала победу в республиканском смотре-конкурсе методических работок «Инновационные технологии в дошкольном образовании».





ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В муниципальном районе функционируют 61 общеобразовательная организация (2 начальные школы-детских сада, 7 основных, 45 средних, 2 вечерних, 5 коррекционных школ), в которых обучаются 27 645 учащихся.

Во вторую смену обучаются 1 846 учащихся в 8 школах. Доля составляет 6,7%, что на 0,9% выше прошлого года.

С 1 января 2014 года кадетская школа-интернат реорганизована в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина». Здание было капитально отремонтировано, приобретено оборудование с элементами интерактивных систем учебных классов. Кроме того, в здании разместились кабинеты хореографии, музыки и изостудия. Также у кадетов появилась своя звукозаписывающая студия и кабинет психологической разгрузки. Курсанты отныне будут жить не в казармах, а в просторных комнатах на 7 человек с отдельными гардеробными и ванными комнатами. Есть несколько спортивных залов. На торжественном мероприятии 1 сентября приняли участие Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

Функционирует 9 организаций дополнительного образования детей. Количество воспитанников в учреждениях дополнительного образования составляет 12 393 человек (45% от общего числа учащихся ОУ).

Для приведения в соответствие показателей охвата дополнительным образованием в республике внедрена электронная система учета детей в организациях дополнительного образования детей (далее ОДОд), которая в 2013-2014 году планомерно продолжила работать во всех учреждениях.

Развитие технического творчества детей в условиях нашего города, остается одним из приоритетных направлений. Доля воспитанников, занимающихся в объединениях технического профиля, в ОДОд составляет 12% (1514 детей), в школах – 3,6% (985 детей).

В рамках реализации республиканского проекта «Школа после уроков» статус базовой площадки технического творчества присвоен 4 организациям: 2 школам и 2 учреждениям дополнительного образования с получением грантов на сумму более 2,5 млн. руб.

10 школ Нижнекамского района вошли в Список 100 лучших образовательных организаций по итогам 2013-2014 учебного года (лицеи №№ 24, 35, гимназии №№ 2, 22, 25, 32, школы № 3, 6, 26, 33). В прошлом году в данный рейтинг входили 7 школ.

Лицей №35 вошел в перечень 100 лучших школ России (по Татарстану 11 школ), обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников в профильных областях.

В образовательных учреждениях муниципального района трудятся 4 245 человек, из них педагогических работников – 2 444, из них учителей – 1950.

Имеют квалификационные категории 1 817 работников образования, что составляет 69% (65% в прошлом году), из них 219 (82%) руководителей, 1598 педагогов (67,5%).

Высшую категорию имеют 392 работника (21,6%), из них 64 руководителя (29,2%), 328 педагогов(20,5%). Первую категорию имеют 1290 чел, (71%), из них 155 руководителей (70,8%), 1135 педагогов (71%). Вторую категорию имеют 135 чел. (7,4%).

Высшее образование имеют 1953 педагога, что составляет 84%.

В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в 2014 году принимали участие в конкурсе «Лучший учитель» 39 педагогов (в 2011 году – 16 участников, 2012 год – 28, 2013 год – 28). По итогам конкурсного отбора 9 педагогов, занявшие в рейтинге с 26 по 86 места, стали обладателями 100 тыс. руб. Это педагоги гимназий №№ 2, 22, 32, школ №№ 12, 15.

Нижнекамские педагоги участвуют в грантовой программе для работающих учителей «Лучший учитель»: участниками стали 389 педагогов (в 2011 году – 200, в 2012 году – 410, в 2013 году – 408). Победило – 120 человек (30,8% от числа заявившихся), в прошлом году – 79.

С увеличением МРОТ увеличилась заработная плата работников. На сегодняшний день средняя зарплата педагогов школ составляет 31 тыс. рублей, работников дополнительного образования – 16,8 тыс. рублей.

В целях развития творческого потенциала педагога, совершенствования его профессионализма целенаправленно и результативно работали по следующим направлениям:

1. Организация педагогических мастерских:

  •  «Организация проектной деятельности школьников» при реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) в начальной школе.
  •  «Методический инструментарий учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
  •  «Инклюзивная школа».

2. Организация тренингов и коучингов по реализации программы «Преобразование обучения для 21 века».

3. Создание условий для повышения квалификации и аттестации педагогических работников.

4. Работа «Школы молодого специалиста», «Школы молодого руководителя».

В опережающем режиме по ФГОС основного общего образования (далее ООО) работают 6 школ. Организована работа педагогической мастерской «Методический инструментарий учителя в условиях реализации ФГОС ООО» при методической поддержке Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов.

В работе мастерской принимают участие учителя пилотных школ, реализующих ФГОС ООО. Каждый месяц на базе одной из школ проектируются уроки всей группой, а на следующий день эти спроектированные уроки проводятся одним из педагогов и анализируется. Общий проект урока позволяет «разделить ответственность» за качество урока – оценивается при анализе не учитель, а качество проекта. На каждом уроке присутствуют специалисты института. Понимание сути ФГОС, активность в проектировании и открытом обсуждении растет от встречи к встрече.

В 2013-2014 учебном году на базе 20 образовательных учреждений прошли двухдневные тренинги «Преобразование обучения для 21 века», обучено 1138 учителей. Сингапурская методика преподавания предполагает использование образовательных структур, нацеленных на развитие у учащихся четырех основных компетенций 21 века: сотрудничество, коммуникативные навыки, креативное и критическое мышление.

В этом учебном году учителя тех школ, в которых прошли тренинги, продолжают обучение по новой программе формирования у учащихся компетенций 21 века. Все остальные школы будут обучены по программе «Преобразование обучения для 21 века».

Одной из важнейших форм оценки качества знаний выпускников остается Единый государственный экзамен.

Впервые на всех экзаменах, вне зависимости от формы проведения, производилась видеозапись процедуры экзамена, при входе были установлены металлорамки. Как и в прошлом году, нарушений процедуры проведения экзаменов не было зафиксировано.

В 2014 году ЕГЭ сдавали 1060 выпускников общеобразовательных организаций по 2 обязательным предметам, по 10 предметам по выбору. Средний балл выпускников школ по обязательным предметам – 58,35: русский язык – 67,6, математика – 49,1. Средний балл выпускников школ по предметам по выбору – 58,26.

Средний балл участников ЕГЭ муниципального района выше республиканских показателей по 9 предметам из 12. Ниже по информатике, литературе и немецкому языку.

Количество стобалльников уменьшилось с 29 в 2013 году до 11 в 2014 году. Несмотря на это, Нижнекамский район – в «тройке» лидеров в РТ по этому показателю. Количество «высокобалльников» уменьшилось с 593 до 353 в 2014 году, по данному показателю Нижнекамский район на пятом месте в РТ.

96 выпускников получили аттестат о среднем общем образовании с отличием и награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении» (21 из них по всем сдаваемым предметам ЕГЭ набрали более 75 баллов, Нижнекамский район на четвертом месте по подтверждению медалей).

По итогам ЕГЭ два выпускника Камскополянской школы № 1 не получили аттестат (на 2 меньше, чем в прошлом году).

Ещё одно из ведущих направлений – организация и участие в предметных олимпиадах.

На региональном этапе Всероссийских предметных олимпиад (9-11 класс) муниципальный район занял 41 призовое место, что на 4 больше, чем в прошлом году. Наиболее результативным стало участие наших ребят в олимпиадах по биологии (7), физике (4), технологии (4), русскому языку (4), литературе (3), физической культуре (3), экологии (3). Лидируют по количеству призовых мест: лицей № 35, лицей № 24, гимназия № 22, гимназия № 25, гимназия № 32, школа № 27, школа № 10.

На заключительном этапе Республиканских (национальных) олимпиад заняли 17 призовых мест, на 3 больше, чем прошлом году. Наилучшие результаты показали учащиеся по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, чувашскому и турецкому языкам. Лидерами по данному направлению по праву являются: лицей № 24, гимназия № 1, гимназия № 2, гимназия № 34.

По итогам Всероссийской олимпиады заняли 1 призовое место (по экологии).

олимпиады.png

В 2014 году по программе капитального ремонта школ были отремонтированы 6 школ Нижнекамского муниципального района РТ на общую сумму 164 521,15 тыс. рублей: гимназия-интернат № 13, лицей № 14, школа № 15, Благодатновская, Елантовская школы, школа № 18.

В программу капитального ремонта на 2015 год включены 3 школы на общую сумму 88 762,34 тыс. рублей: гимназия № 1, лицей № 24, Сухаревская школа.

Более подробную информацию об учреждениях образования, Вы можете получить здесь


В системе профессионального образования Нижнекамского муниципального района функционируют 10 учреждений среднего, 5 - высшего и 1 - начального профессионального образования. Несмотря на высокие показатели работы учреждений профессионального образования, существуют определенные вопросы: в муниципальном районе прослеживается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы; оказываются «лишними» на рынке труда выпускники-гуманитарии, у выпускников технического профиля - широкий выбор возможностей.

Создана концепция развития среднего профессионального образования нефтехимического профиля. Ключевым вопросом концепции стали изменения в формировании государственного заказа на подготовку кадров после тщательного анализа проведенного совместно с Министерством образования и науки РТ. Государственный заказ на 2014-2015 год в разрезе учреждений был изменен. Рабочие профессии и специальности распределены между образовательными организациями, исключая дублирование. Прекращен набор на непрофильные профессии и специальности. В дальнейшем работа по формированию государственного заказа на подготовку кадров всех учреждений с учетом потребностей предприятий будет продолжена.

В Нижнекамске создан ресурсный центр на базе «Техникума нефтехимии и нефтепереработки» по подготовке рабочих кадров для предприятий нефтехимической отрасли совместно с предприятиями «Нижнекамскнефтехим», «ТАНЕКО» и «ТАИФ - НК».

Создана комплексная программа профессиональной ориентации детей и молодежи, в реализацию которой вовлечены учреждения профессионального образования, Центр занятости, межшкольный учебный комбинат, Центр для одаренных детей, муниципалитет, градообразующие предприятия.

Календарь новостей

«« |««Октябрь 2019»»| »»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования