Вернуться к обычному виду

Раис Сафин, скульптор: на первом месте труд и настойчивость

 
Раис Сафин, скульптор: на первом месте труд и настойчивость 27.10.2015 15:58

Раис Сафин, скульптор: на первом месте труд и настойчивость


Историю города, республики, страны делают люди. Поэты пишут о родине стихи, художники рисуют картины, а скульпторы создают в их честь памятники. Раис Сафин известен в Нижнекамске как автор бюстов Николаю Лемаеву, строителю химкомбината и города Евгению Королеву и памятника поэту-герою Мусе Джалилю. Сейчас Раису Сафину 76 лет. Он давно на заслуженном отдыхе и не очень охотно дает интервью. Но для Вадима Ряховского из газеты «Нефтехимик» Раис Сафин сделал исключение. Уникальный материал теперь и в "Горожанине".

…А мог стать музыкантом

Раис Сафин родился в городе Ош республики Киргизстан, большую часть своей жизни провел в Таджикистане, и лишь стечение обстоятельств привело его в Нижнекамск. Здесь он два десятка лет проработал в «Нижнекамскнефтехиме» и стал автором памятников. 

А ведь он мог связать жизнь с музыкой. В городе Ленинабаде (современный Худжанд) Раис окончил музыкальное училище по классу духового оркестра, а потом поступил в Казанскую консерваторию. В Казани жила его тётя, которая и приютила у себя молодого племянника. Но резкая смена климата: из жаркой и сухой Средней Азии – на берега Средней Волги – сказалась на здоровье, и Раису на первом курсе консерватории пришлось взять академический отпуск и вернуться в Душанбе. Здесь он какое-то время профессионально занимался музыкой – работал в оркестре в цирке. Но и после возвращения из Казани его не отпускали простуды, на губах то и дело выскакивала «лихорадка», а попробуй-ка с такими болячками давать по нескольку представлений, играя на трубе. Профессию пришлось менять.

Квартиру в Душанбе обменяли на Нижнекамск

«Я с детства любил рисовать, в армии серьезно занимался искусством – военный оркестр, в котором я служил, был при клубе душанбинского гарнизона. Здесь срочную проходили ребята с художественным образованием. С их помощью начал писать картины с натуры, – вспоминает Раис. – А когда уже после армии с музыкой не сложилось, решил поступать в душанбинское художественное училище. Приняли без экзаменов, потому что к этому времени были готовые картины, которые приемная комиссия оценила высоко. Заниматься живописью серьезно помогла музыкальная подготовка – и в музыке, и в изобразительном искусстве на первом месте стоят труд и настойчивость». 

Четыре года – в музыкальном училище, пять лет – в художественном. Можно было бы продолжать обучение, но Раис решил, что хватит, профессия уже есть.

Во время жизни в Таджикистане Раиса и его супругу время от времени тянуло не землю предков – его в Татарстан, её – на Украину и в Курск, откуда родом папа с мамой. В 80-х годах прошлого века уже профессиональный и хорошо зарекомендовавший себя художник начал присматриваться к объявлениям о междугородних обменах квартир. Переезд – дело очень не простое, но в 1988 году он на него решился, в это время как раз подвернулся вариант обмена квартиры в Нижнекамске на квартиру в Душанбе. Так Раис с семьей оказался на родине. 

Лак и газовая плита

С работой проблем не было – его сразу же взяли в «Нижнекамскнефтехим» в недавно созданную группу художников при ремонтно-строительном цехе. Художники здесь занимались оформлением промышленных объектов, но задачи были шире – оформляли город, изготавливали сувениры, которые руководители акционерного общества дарили во время своих поездок по стране. Делали сувениры под хохлому, резали деревянные скульптуры. Раис Сафин делал резные скульптуры из дерева, чеканил по меди – все это «на ура» уходило в качестве подарков. А скоро он придумал новый вид сувениров – роспись по металлу с неглубокой гравировкой. Он раскрашивал масляными красками большие блюда-подносы из алюминия, меди, латуни и наносил на них гравировку. Результат был впечатляющим – блюда украшенные цветами и птицами, причудливыми узорами, традиционными в Средней Азии, переливались благородными цветами: алюминиевые – серебром, медные и латунные – золотом. После этого Раис покрывал их лаком и обжигал на газовой плите. Несколько таких чудо-подносов украшают стены его квартиры.

Скульпторов в Нижнекамске не было

В декабре 2000 года в Москве ушел из жизни Николай Васильевич Лемаев, и руководство «Нижнекамскнефтехима» приняло решение увековечить его память. Сафину поручили создать бюст первому генеральному директору. Он сначала отказывался, но потом взялся за работу – других скульпторов в Нижнекамске просто не было. Вот как об этом вспоминает сам художник: «Я перебрал множество фотографий Николая Васильевича, фотографировали его часто, но не было снимка в профиль, очень нужного для создания скульптуры. В результате нашёл один маленький снимок, увеличил его и принялся лепить. Сроки дали небольшие – всего пару месяцев. Сначала небольшую скульптуру слепил из пластилина, затем сделал на нашем участке в РМЗ гибкую форму, затем восковую фигуру, с которой опять же сделали форму, и в литейном цехе ремонтно-механического завода из бронзы отлили уже готовый бюст».

Тогда специальной бронзы для художественных работ приобрели с запасом, и позднее ее хватило на бюст Евгению Королеву, который скончался через год после Лемаева. Этот памятник тоже поручили Сафину. Сегодня он стоит у входа в Нижнекамский политехнический колледж, в котором действует и музей знаменитого строителя.

Памятник Мусе Джалилю – тоже его рук дело

У памятника Мусе Джалилю, который три года назад установили у Дома народного творчества, по словам скульптора, история другая. 

«Много лет назад инициатором его создания стал директор научно-технологического центра НКНХ Азат Шаймуллович Зиятдинов. Но тогда почему-то не получилось, – вспоминает Раис Сафин. – А три года назад это предложило руководство акционерного общества. Сначала изготовили из пенопласта каркас, сверху – пластилин, которым и создавалась нужная форма. Все эти памятники: бюсты Лемаеву и Королеву, памятник Джалилю стали подарком «Нижнекамскнефтехима» городу».

Но это не все памятники, автор которых – Раис Сафин. В селе Благодатное к 60-летию Победы установили стелу с огромным – два на два метра – барельефом, над которым Раису пришлось изрядно потрудиться. Барельеф – «выколотка» из листовой меди. Гипсовый памятник со всеми его фигурами художники облицевали маленькими кусочками меди.

Сейчас Раис Сафин отошёл от дел. А стены его квартиры украшают пейзажи с видами любимых до сих пор мест в Таджикистане. На полу, на полках – повсюду – гипсовые и деревянные скульптуры, многие из которых участвовали в городских и республиканских выставках.

Система Orphus

Возврат к списку

Календарь новостей

«« |««Декабрь 2019»»| »»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования